Приемы общей и специальной дрессировки собак должны отрабатываться в такой последовательности, которая наилучшим образом обеспечивает достижение конечной цели дрессировки. Эту определенную последовательность в отработке приемов, способ выработки навыков принято называть методикой дрессировки.
Методика дрессировки собак основывается на ряде принципов;
а) первые занятия, следует проводить так, чтобы добиться быстрого установления правильных взаимоотношений дрессировщика с собакой. Для этого надо больше гулять и играть с нею;
б) отработка приемов и упражнений должна исходить из ''''принципа— от простого к сложному, от легкого к трудному. Занятия следует начинать в таких условиях, чтобы меньше было отвлекающих раздражителей;
в) необходимо соблюдать строгую последовательность в выработке навыков, так как появление у собаки одних навыков служит основой для выработки следующих;
г) приемы нужно отрабатывать в то же время и комплексно, т. е. одновременно и параллельно несколько приемов. При этом навыки должны быть на -разных стадиях их образования. Комплексный метод значительно ускоряет дрессировку и повышает ее качество, так как собака меньше утомляется, а навыки у нее вырабатываются быстрее и бывают более стойкими;
д) отработку нового приема следует начинать в первой половине занятия, но не в самом его начале, когда собака еще недостаточно послушна. Не следует этого делать и в конце занятия, когда нервная система собаки уже утомлена;
е) заниматься дрессировкой собаки желательно дважды в день — утром и вечером, обязательно до кормления или спустя 2— 3 часа после него. Продолжительность занятий следует наращивать постепенно. Занятия не следует перегружать одновременной отработкой многих приемов. В течение часа их допустимо отрабатывать поочередно не более 3—4. Не следует повторять один и тот же прием много раз подряд, так как это быстро утомит собаку. Обычно это делают 3—5 раз в зависимости от сложности приема, стадии, на которой находится выработка навыка, и индивидуальных особенностей собаки;
ж) дрессировщик должен постоянно учитывать как внешние (местность, наличие животных или людей, погода), так и внутренние (голод, сытость) факторы, влияющие на собаку во время дрессировки, и умело использовать их;
з) прежде чем приступить к занятиям, дрессировщик должен твердо решить, чего он хочет достигнуть, и какими путями будет добиваться поставленных задач, т. е. должен разработать подробный методический план дрессировки. Перед выработкой каждого навыка нужно ясно представлять себе элементы и стадии его отработки примерно по следующей схеме: 1) назначение навыка; 2) условные и безусловные раздражители, применяемые при его выработке; 3) методика и техника выработки навыка по стадиям; 4) норматив выработанного навыка (что должна выполнять собака); 5) основные возможные ошибки при выработке навыка.
Успеха в дрессировке служебных собак можно добиться только при условии систематической, настойчивой, заранее спланированной и творческой работы. Дрессировщик должен твердо знать теоретические основы дрессировки и строго применять их в работе с собакой.
Какими качествами должен обладать дрессировщик?
Прежде всего он должен любить собак. Без этого рассчитывать на успех в дрессировке нельзя. Работая с собакой, он должен быть спокойным и уравновешенным, но в то же время энергичным, подвижным, решительным. Необходимы ему и такие качества, как настойчивость, терпение, наблюдательность. Только в этом случае он сможет хорошо изучить свою собаку, особенности ее поведения и умело подобрать индивидуальные методы воздействия на нее.
Дрессировщик должен не только хорошо продумывать все свои действия по отношению к собаке, но и уметь их• контролировать, вовремя замечать допущенные ошибки и своевременно их устранять. Все эти качества необходимо постоянно воспитывать в себе и совершенствовать в процессе работы с собакой.
Успех дрессировки, т. е. ее качество и быстрота, зависит не только от дрессировщика, но и от дрессируемой собаки — ее физического развития и состояния здоровья, типа поведения и определенных врожденных наклонностей к дрессировке.
Возраст, в котором начинают дрессировать собаку, зависит от породы собаки, пола, физического развития и типа высшей нервной деятельности. Обычно начинают заниматься дрессировкой с 10-месячного возраста, но ряд общедисциплинарных навыков вырабатывают у собак гораздо раньше, со щенячьего возраста
Продолжительность общей дрессировки собаки зависит от многих факторов и колеблется в довольно больших пределах — от 3 до 6 месяцев.
Для успешной дрессировки служебных собак молодыми дрессировщиками необходимо, чтобы их работой руководил опытный наставник.
Проводятся такие занятия один-два раза в неделю. Одна группа включает в себя 10—12 дрессировщиков с их собаками. В остальные дни недели дрессировщик должен заниматься с собакой самостоятельно, желательно два раза в день, отводя на каждое занятие 50—60 минут. Очень важно, чтобы дрессировщик умело подбирал места для занятий с собакой, особенно в условиях города. Если поблизости от вашего места жительства есть дрессировочная площадка, то ежедневные занятия лучше проводить на ней. Если же такой возможности нет, то нужно заниматься на окраине города, на пустырях, в лесопарках, т. е. в таких местах, где занятия с собаками не запрещены и где мало различных отвлекающих раздражителей. Это особенно важно в начальный период дрессировки.
Нельзя заниматься дрессировкой вблизи свалок, скотных дворов, промышленных предприятий, улиц и дорог с оживленным движением. Но в ходе дрессировки условия окружающей среды постепенно следует усложнять.
Для проведения занятий по общей дрессировке требуется специальный инвентарь ,
Строгий ошейник (парфорс) применяется для дрессировки собак, недостаточно чувствительных к обычным по силе болевым раздражителям. Представляет собой затяжной ошейник с металлическими шипами на внутренней стороне,
Апортировочные предметы используются для приучения собакиподноске предметов. Изготавливаются различных размеров, веса и формы. Чаще всего они деревянные, в форме гантели. Длина такого апортировочного предмета 20—25 см, диаметр на колцах 5--* 6 см, посередине 3—4 см.
Сумку для лакомства делают из прочной материи или кожзаме^ нителей размером ,15—10 см. Клапан сумки должен надежно застегиваться. Внутри в сумку вкладывается свободно вынимающийся конверт из прорезиненной материи или прочной пластмассовой пленки. Сумка для инвентаря также делается из прочной материи или кожзаменителей.
Хлыст служит для нанесения собакам в случае необходимости небольших ударов. Изготавливается из кожи и кожзаменителей. Штырь используется для привязывания собак. Изготавливается из металла.
Кроме перечисленного специального инвентаря, на дрессировочных площадках используются индукторы или другие источники переменного электрического тока (с регулируемой силой напряжения). Их применяют для приучения собаки не брать корм с земли. Кроме того, во время приучения собаки к сильным звуковым и световым раздражителям используются стартовый пистолет или учебная винтовка, свет фар мотоцикла или автомашины, взрыв-пакеты, осветительные ракеты.
А теперь познакомимся с приемами выработки навыков, входящих в общий курс дрессировки. Изложены они в той последовательности, в которой нужно их вырабатывать.
Задайте свой вопрос в разделе, Воспитание и Дрессировка , форума «Моя собака САО»