Дрессировка алабая ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ДРЕССИРОВЩИКАМИ, И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

 (голосов: 11)
7 ноября 2008       

При правильной дрессировке у собаки вырабатываются нужные для службы условные рефлексы, а при нарушении правил дрессировки, допущении ошибок дрессировщиком у собаки воспитываются нежелательные для службы условные рефлексы. Каждый дрессировщик должен стремиться выработать у собаки только нужные для службы условные рефлексы, уметь предвидеть возможные ошибки в своих действиях и стремиться не допускать их.

 

 

Важнейшим средством обнаружения допускаемых дрессировщиком ошибок и своевременного устранения их является систематический контроль и помощь со стороны инструкторов службы собак, обладающих значительно большим опытом подготовки собак, чем молодые дрессировщики.
Вместе с тем, многие ошибки могут быть учтены и не допущены самим дрессировщиком при глубоком знании теории и техники дрессировки.
Возможные ошибки дрессировщика и их последствия
К ошибкам в дрессировке собак приводят следующие причины:
—  слабая теоретическая подготовленность дрессировщика;
—  отсутствие достаточного опыта дрессировки собак;
—  неумение дрессировщика критически анализировать свои действия и учитывать влияние на собаку окружающей внешней среды;
—  отсутствие учета индивидуальных особенностей в поведении собаки и т. п.
Практика обучения специалистов службы собак и дрессировки служебных собак показывает, что опытные дрессировщики меньше допускают ошибок в своих действиях.
В процессе обучения могут быть допущены ошибки и со стороны руководителей занятий (инструкторов). Для них наиболее характерны ошибки методического характера, такие, как нарушение правил последовательного ввода усложнений и приемов, недостаточно продуманная организация и проведение занятий, нарушение принципа индивидуального подхода к обучаемым и др. Если учесть то, что малоопытные дрессировщики не в состоянии успешно решать все практические задачи и нуждаются в активной помощи со стороны инструктора, то ошибки руководителя будут отражаться на действиях дрессировщиков и через них на качестве подготовки собак. Следовательно, чем больше будет опыта в организации и проведении занятий у руководителя, тем меньше он будет допускать ошибок в своих действиях и более активно будет устранять ошибки дрессировщиков.
Таким образом, в процессе дрессировки собак могут быть допущены как технические, так и методические ошибки.
В связи с тем, что методика и техника дрессировки тесно связаны между собой и как технические, так и методические ошибки приводят к образованию у собаки нежелательных для службы условных рефлексов, нет необходимости строгого их разграничения.
Нарушение правил дрессировки, допущение ошибок дрессировщиком обязательно приводят к образованию у собаки нежелательных связей, т. е. нежелательных для дрессировщика ответных действий собаки. Следовательно, ошибки дрессировщика и нежелательные связи собаки находятся в единстве и взаимосвязи. Поэтому, рассматривая ошибки дрессировщика, нельзя не видеть возможные нежелательные связи у собаки и, наоборот, наличие у собаки нежелательных связей свидетельствуют о том, что дрессировщик допускал ошибки.
Ошибки дрессировщика и нежелательные связи собаки, наиболее часто встречающиеся в процессе дрессировки, целесообразно рассматривать по группам:
—  ошибки, каждая из которых может воспитать у собаки несколько нежелательных связей;
—  нежелательные связи, каждая из которых может быть воспитана по причине допущения многих различных по характеру ошибок.
В рассматриваемые группы включены только наиболее характерные, часто встречающиеся ошибки и нежелательные связи, которые могут иметь место во многих приемах и навыках общей и специальной дрессировки.
Возможные ошибки и нежелательные связи, встречающиеся в каждом приеме и навыке, изложены в главах по технике дрессировки.

Ошибки, каждая из которых может воспитать у собаки
несколько нежелательных связей. Субъективное понимание поведения собаки

Грубейшей ошибкой в дрессировке является субъективное понимание поведения собаки, т. е. очеловечивание ее поведения.
Некоторые дрессировщики, особенно теоретически мало подготовленные, при дрессировке собаки обращаются с ней как с существом, которое якобы наделено, как и человек, способностью мыслить, сознательно действовать и т. д. В частности, некоторые приписывают собаке способность понимать человеческую речь, а также способность руководствоваться в своих действиях различными «желаниями».
Такое очеловечивание собаки приводит к тому, что дрессировщик начинает предъявлять к собаке требования, которые она не в состоянии выполнить.
Например, если собака во время занятий погналась за кошкой, дрессировщик подзывает собаку командой «Ко мне» и наказывает ее ударами поводка или хлыста. В результате этого у собаки образуется нежелательная связь, и она при подзыве командой «Ко мне» к дрессировщику не подходит, а начинает убегать от него.

В данном случае дрессировщик удары поводком или хлыстом сочетает не с броском собаки за кошкой, а с выполнением ею действий по команде «Ко мне». Условный раздражитель — команда «Ко мне» и вид поводка или хлыста в руках дрессировщика подкрепляется в этом случае безусловным болевым раздражителем (ударом).
Следовательно, дрессировщик, совершив две грубейшие ошибки, очеловечив действия собаки и неправильно использовав поводок или хлыст, воспитывает у собаки нежелательный условный рефлекс — боязнь дрессировщика.
Бывают случаи, когда две собаки набрасываются друг на друга и дерутся. Молодые малоопытные дрессировщики нередко растаскивают их, уводят в разные стороны и затем начинают наказывать каждый свою собаку, думая, что собаки знают, за что их наказывают.
На самом же деле это ведет к нарушению контакта дрессировщика с собакой, но не заглушает агрессивности собак. Таким образом, очеловечивание поведения собаки является грубой ошибкой. Дрессировщик должен твердо знать, что собака не обладает абстрактным мышлением, ее поведение определяется условными и безусловными раздражителями.
Нельзя разговаривать с собакой, уговаривать или упрашивать ее выполнить то или иное действие. Например, нельзя вместо команды «Сидеть» подавать команду «Сядь», «Садись» и т. п.

Нарушение правил последовательности ввода приемов и усложнений

Нередко молодые дрессировщики стремятся как можно быстрее ввести и отработать приемы дрессировки и усложнения с тем, чтобы ускорить подготовку собаки.
Такая методика ведет к затягиванию курса дрессировки по той причине, что дрессировщики не успевают приобрести необходимые практические навыки, а у собак недостаточно прочно вырабатываются условные рефлексы, они нередко оказываются неподготовленными к работе в более сложных условиях.
Основным принципом отработки приемов должен быть принцип — «от простого к сложному, от легкого к трудному».
Все приемы необходимо вводить и отрабатывать последовательно. Например, не отработав «посадку», не следует отрабатывать прием «укладки», выборка вещей должна отрабатываться после апортиров-ки, а к следовой работе следует переходить лишь после отработки целого ряда вспомогательных приемов: «развитие злобы», «апорти-ровка» и др.
К выработке сложных навыков следует переходить лишь после того, как у собаки образуются прочные условные рефлексы на сигналы дрессировщика. Например, при преодолении препятствий необходимо вначале выработать у собаки условный рефлекс четкого преодоления барьера небольшой высоты, затем только переходить к последующим усложнениям, постепенно наращивая высоту барьера.
Следует также учитывать необходимость постепенного ввода различных отвлекающих раздражителей. Если занятия проводятся только в облегченных условиях, например рано утром, без отвлекающих раздражителей, то это приведет к образованию нежелательных связей — собака будет работать лишь в этих облегченных условиях, а при вводе различных усложнений, хотя бы и незначительных, откажется от работы.
Нельзя сразу приучать собаку к работе по следу на большие дистанции. Усложнения давности и длины следа надо вводить постепенно. Последовательность ввода усложнений осуществляется с учетом навыков дрессировщика и подготовленности собаки.
При нарушении последовательности ввода приемов и усложнений у собак воспитываются различные нежелательные связи — отказ собаки от работы в сложных условиях или некачественное выполнение требуемых от нее действий и др.

 


Задайте свой  вопрос  в разделе,  Воспитание и Дрессировка  ,  форума «Моя собака САО»

 
 


Страница 1 из 2 | Следующая страница






Клуб собаководов - Моя Собака

Профессиональная дрессировка среднеазиатских овчарок

Питомник среднеазиастких овчарок УРУШ


Rambler's Top100 Яндекс цитирования
.